Федеральный закон от 25 июля 2002 г. 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает распространение на территории Российской Федерации экстремистских материалов, а также их производство и хранение в целях распространения.
К экстремистским материалам относятся публично демонстрируемые или распространяемые информационные материалы в печатной, аудиовизуальной или электронной (в виде компьютерной информации) форме, а также в любой другой наглядной форме, в которых содержатся:
- призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;
- оправдание терроризма;
- сведения, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, отношения к религии;
- пропаганда нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к насильственному воспрепятствованию осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушению тайны голосования, к насильственному воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций;
- заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений экстремистского характера, связанных с вышеописанными действиями.
Действующее законодательство (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливает административную ответственность за правонарушения, связанные с публичной демонстрацией или распространением экстремистских материалов, в том числе:
- часть 2 статьи 13.15 Кодекса: распространение информации об общественном объединении или иной организации, включённых в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- часть 1 статьи 20.3 Кодекса: пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц - от 1000 до 4000 рублей, на юридических лиц - от 10000 до 50000 рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- часть 2 статьи 20.3 Кодекса: изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 20000 до 100000 рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- статья 20.29 Кодекса: массовое распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а также конфискацию указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
На операторов связи, предоставляющих техническую возможность доступа своих абонентов к сети Интернет (интернет-провайдеров), законодательством возлагается обязанность ограничивать доступ к интернет-сайтам, содержащим запрещённую законом информацию, в том числе к экстремистским материалам, включённым в федеральный список экстремистских материалов. Соответствующие требования сформулированы в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» и подтверждены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года.
Информация предоставлена Прокуратурой Тверской области и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области в целях правового просвещения граждан, а также работников средств массовой информации и организаций связи. текст
К экстремистским материалам относятся публично демонстрируемые или распространяемые информационные материалы в печатной, аудиовизуальной или электронной (в виде компьютерной информации) форме, а также в любой другой наглядной форме, в которых содержатся:
- призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;
- оправдание терроризма;
- сведения, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, отношения к религии;
- пропаганда нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к насильственному воспрепятствованию осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушению тайны голосования, к насильственному воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций;
- заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений экстремистского характера, связанных с вышеописанными действиями.
Действующее законодательство (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливает административную ответственность за правонарушения, связанные с публичной демонстрацией или распространением экстремистских материалов, в том числе:
- часть 2 статьи 13.15 Кодекса: распространение информации об общественном объединении или иной организации, включённых в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- часть 1 статьи 20.3 Кодекса: пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц - от 1000 до 4000 рублей, на юридических лиц - от 10000 до 50000 рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- часть 2 статьи 20.3 Кодекса: изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 20000 до 100000 рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- статья 20.29 Кодекса: массовое распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а также конфискацию указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
На операторов связи, предоставляющих техническую возможность доступа своих абонентов к сети Интернет (интернет-провайдеров), законодательством возлагается обязанность ограничивать доступ к интернет-сайтам, содержащим запрещённую законом информацию, в том числе к экстремистским материалам, включённым в федеральный список экстремистских материалов. Соответствующие требования сформулированы в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» и подтверждены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года.
Информация предоставлена Прокуратурой Тверской области и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области в целях правового просвещения граждан, а также работников средств массовой информации и организаций связи. текст